ФЭНДОМ

Что мы имеем под рукой после победившей революции? Мы имеем некоторый набор активов, который никому из "больших пацанов" временно не интересен. Чаще всего по простой причине - овчинка кажется не стоящей выделки, или просто нет ресурсов на то, чтобы ухватить, проглотить и переварить. Пример - Киргизия, Либерия и др.

Материальных ресурсов "для внутреннего употребления" после революции достаточно. Опять же из простого соображения: до революции и в процессе ея эта земля кормила всех, кто есть сейчас, всех погибших и эмигрировавших, и еще разные оккупационные армии.

Основная проблема победившей революции - завышенные ожидания страт, составляющих постреволюционное общество. В процессе революции она привлекала активную часть населения обещаниями лучшей жизни и светлого будущего. Как, собственно, и ее противники. Психика большинства устроена просто: векселя предъявляются к оплате при первом же случае (я не сказал "удобном" и не сказал "возможности"J) . «Первый случай» - это когда психика ломается на очередной точке бифуркации. Просто победа в гражданской войне - это встряска очень сильная – и для многих становится «первым случаем».

Итак - векселя к оплате! Вместо клича "даешь!" слышится "давай!"

У пассивной, ведомой части населения, на векселях написано "отстаньте! Дайте отдохнуть!". Типичный пример - русское крестьянство после 1920 года. Чуть очухавшись и поняв, что реквизиций в "обычных" для революции размерах не будет, крестьянство снизило посевной клин и интенсивность обработки земли до уровня натурального хозяйства. Товарность упала ниже 15% - горожан стало просто нечем кормить. Рассказы о том, что город должен был-де предложить товар, а за него-де крестьяне дадут хлеба, оставим на совести мечтателей, не знакомых с производственным циклом и рисками сельского хозяйства вообще и российского образца 192х в частности.

Активная часть - собственно "победители" - раскалывается на три основных группы. Первая, условно, "строители". Они хотят что-то созидать - от рая/социализма в отдельно взятой стране до мировой революции (которая, если не пугать себя призраком Троцкого, тоже есть созидательный проект). На любое строительство нужны ресурсы - и "строители" моментально начинают крутить головой на тему "кого бы еще экспроприировать"

Вторая партия - "баре-бояре". Реально они, участвуя в р-р-революции, хотели всего лишь даже не занять место предыдущей элиты, что подразумевало хоть какие-то обязанности, а просто - сладко жрать, мягко спать и удовлетворять свои садо-фантазии за счет "быдла". Потребности у бар-бояр проще и дешевле, но все равно нуждаются в наличии экспроприируемых.

Третья часть - "растерявшиеся". Энергия у них еще есть, а цели уже нет. Поэтому они начинают "пробовать себя" и "экспериментировать" - как "экспериментирует" пятиклассник, дорвавшийся до университетской химической лаборатории. Ресурсов "эксперименты" жрут еще больше, чем строительство. Соответственно - опять требуются экспроприируемые.

И самое главное - никуда не делить привычки и менталитет старого "павианьего" общества (отсылаю к этологии). И на новом витке воспроизводится старая система, взятая от павианьего стада: вожак, старшие подонки в ближнем окружении, "молодые самцы" с "потенциалом роста", и масса, служащая для обирания и удовлетворения прочих нужд "элиты". "Тоталитарные" и "демократические" варианты, что бы там ни мечтал г-н Дольник на последних страницах своих книг, отличаются лишь толщиной слоя краски на фасаде и плотностью дымовой завесы в масс-медиа.

Итог революции плачевен. Те, ради кого все затевалось (народ) - ничего не хотят. Ни обязанностей, ни даже прав (в частности оттого, что они-то точно на своей шкуре знают, что прав без обязанностей не бывает). Те, кто хотят - хотят не просто для себя, а "с извращениями". А материал для извращений все тот же - народные "массы".

Сталину ("строитель") удалось уничтожить строителей-конкурентов (Троцкого и Ко). Потом - бар-бояр (Блюхер и Ко), и часть "экспериментаторов" (Бухарин и Коминтерн). Но Сталин погорел на том, что ПОНЯТНАЯ стройка закончилась. Германию победили, Америку догнали и в нескольких стратегических направлениях - перегнали. И тут "строители" растерялись. Оказалось, что у них так и не появилось собственного плана стройки и собственной "архитектуры". А растерявшиеся идут куда? Либо в болото (Брежнев), либо в экспериментаторы (Хрущов).

Общая мораль: кроме лозунга «прекрасного нового мира» у революционеров наготове должны быть планы типа ГОЭЛРО – только не один, а чем более богато общество – тем больше планов J.

(FC: И планов надо иметь - поколения на два-три, некий "лист ожидания". С пометкой "как что придумаете сами - вписывайте, хоть в конец хоть в начало списка". Как отец, что завещал сыновьям огород где "зарыто золото". И они, пока не поняли для себя главного - перерыли огород в поисках, по вскопанному посадили - и урожаи пошли)

ГОЭЛРО был великим планом. Он сочетал в себе частный интерес класса «вообще-то мне не особенно нужно, но очень прикольно», общественный интерес стратегического класса «в любом случае сгодится», физическую возможность и психологическую невероятность. Для современной России такого типа планы можно было бы представить по медицине («создать каждому реальную возможность получить любую известную медицинскую услугу в течение недели/месяца»), по транспорту («шоссе Петербург – Владивосток»), по сельскому хозяйству («каждому – экологически чистые и свежие продукты»), по космосу – «каждому – реальную возможность слетать на Луну и обратно», и т.д.